Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Шахматы"
- Уровень образования:
- Дополнительное образование детей и взрослых
- Срок действия аккредитации:
- Аккредитация не требуется
- Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практика
-
-
- Использование при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- Не указано.
- Документ(ы) и описание образовательной программы
-
РП "Шахматы"
(.pdf, 1.4 МБ
Просмотреть/
Скачать
)
Описание дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Шахматы»
Направленность программы: техническая
Адресат программы - обучающиеся возрастом 6-11 лет.
Формы обучения – очная
Формы организации деятельности – групповая и коллективная (игровая деятельность).
Режим обучения – занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана на основе типовой программы Каленова А.В. «Шахматы», Ракшина А.А. «Шахматы», М. Просвещение.
Цель: развитие личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, через овладение навыками шахматной игры, формирование умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
2. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
3. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
4. Научить ориентироваться на шахматной доске.
5. Научить правильно, помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
6. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
7. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
8. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10.Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
11.Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
12. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Отличительной особенностью программы является:
- поэтапное освоение учащимися предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
- методика индивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности.
Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.
Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 6-11 лет, т.е. обучающиеся 1 - 5 классов. Зачисление обучающихся по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Шахматы» осуществляется на основе свободного выбора детьми, имеющие письменное заявление родителя (законного представителя). Программа рассчитана на 2 года обучения. На реализацию курса отводится 1час в неделю, т.е. 34 часа в год.
Основные формы работы на занятии: очная, групповая и коллективная (игровая деятельность).
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдения педагога, решение этюдов, результативность участия в турнирах.
Способы фиксации учебных результатов программы:
- диплом;
- грамота;
- протокол соревнований.
Виды контроля:
- Предварительный контроль (проверка остаточных знаний учащихся на начало учебного года. Проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального и группового опроса по всем видам учебной деятельности, выполнение упражнений, решение комбинаций и этюдов)
- Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде проверки домашнего задания, выполнения упражнений, решения этюдов).
- Промежуточный контроль (проводится по мере освоения каждой учебной темы. Включает фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и групповом опросе).
- Промежуточный (итоговый) контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков в конце учебного года. Участие в турнире, соревнованиях).
- Учебный план
- УП "Шахматы" (.pdf, 4.9 МБ )
- Календарный план воспитательной работы
- Календарный план воспитательной работы
- Аннотации к рабочим программам
- -
- Календарный учебный график
-
КГ "Шахматы"
(.pdf, 1.6 МБ
)
Изменения в КУГ 23-24 ООО (.pdf, 1.3 МБ ) - Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса
- -
- Выписка из государственной информационной системы 'Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам
- -
- Численность обучающихся по образовательной программе
-
Формы обучения Численность обучающихся за счет (количество человек): Всего обучающихся бюджетных ассигнований федерального бюджета бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов средств физических и (или) юридических лиц численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами Очная 0 0 0 0 - 0
Формы обучения | Нормативный срок обучения | Языки обучения |
Очная | 1 год | Русский |