vers slab 

 

  

 

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Школа №1" Камышловского городского округа имени Героя Советского Союза Бориса Самуиловича Семёнова

Get Adobe Flash player

 

Адаптация первоклассников в школе.

   На свете нет ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложаться у него с учителями и сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Но далеко не каждая семья может представить, как поведет себя ребенок в тех разнообразных ситуациях, в которые он попадает в школе.

      Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытанием для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

           В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

          Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

           Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время. Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

Признаки успешной адаптации: первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение. Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. У него появились друзья-одноклассники. Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе. На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

 

 

Что представляет собой школьная дезадаптация?

Это когда все наоборот: сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний. К сожалению, число детей, с трудом привыкающих к школе, год от года не уменьшается.

Как помочь первокласснику успешно адаптироваться к школе:

- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник). Сформировать «внутреннюю позицию школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне. Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к школе;

- простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности;

- развивать у детей способность управлять своими эмоциями. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.

- развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего показать ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

     Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

                                                                                   

 

Анциферова Л.В., учитель МАОУ "Школа №1" КГО

Информация

Противодействие коррупции
Антикоррупционное просвещение
Локальные акты
Детская безопасность
Методические рекомендации
Листовка "Мопед"
Памятка по ПДД
Правила поведения на водоемах в осенне-зимний период
Памятка о правильном использовании удерживающих устройств
Принципы безопасного поведения по дороге в школу.
Сборник инструкций по правилам личной безопасности.
Памятка поведения для родителей.
Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы
Уголовная ответственность за экстремизм
Операция "Подросток"
Паспорт ДБ
Газета "Кристалл"
2014 год
Выпуск №1
Выпуск №2-3
Спецвыпуск
Выпуск № 4
Выпуск "Новогодний"
2015 год
Выпуск "Март-Апрель"
Выпуск "Май"
Выпуск сентябрь-октябрь
Выпуск "Новогодний 2015-2016"
2016 год
Выпуск "Февраль"
Выпуск "Сентябрь""
Выпуск "Октябрь"
Выпуск "Декаьрь"
2017 год
Выпуск "Январь-февраль"
Выпуск "Март-апрель"
Выпуск "Сентябрь"
Выпуск "Октябрь"
Выпуск "Ноябрь-декабрь"
2018 год
Выпуск "Январь"
Выпуск "Февраль-Март"
Новости
Видео из жизни школы
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям и их родителям
Совет старшеклассников
План работы совета старшеклассников
Устав совета старшеклассников
Положение о совете старшеклассников
Модель и структура самоуправления
Новости
2016-2017г.г.
План работ совета старшеклассников
Список совета старшеклассников
ПДД флешмоб
Список активистов
Сценарий акции
Реализация программы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию

Полезные ссылки

 


   

Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области.

Обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка. more »


Дискуссионный клуб Министерства образования и науки России.

Дискуссионный клуб – это открытая площадка для прямого взаимодействия между государством в лице Минобрнауки РФ и гражданами. more

 


dnevnikpng


1olipng


 

EGE midural


PORTAL


 codgso

"Центр обеспечения деятельности городской системы образования"



 

minobrazSO


 iro


   


Gde deshevo


obrazovanie detyam


Органы власти

Навстречу детям

Навстречу людям